Недавно ко мне обратился за консультацией солдат, проходящий военную службу по призыву, с вопросом есть ли правовые основания для освобождения его со службы в связи с тем, что у него родился ребенок.
При этом в ходе разговора выяснилось, что он обращался с данным вопросом к своему командиру, который в устной беседе сообщил, что поскольку на сегодняшний день в Украине действует особый период, решить вопрос об освобождении его в запас невозможно.
Учитывая указанное и тот факт, что подобные вопросы являются весьма актуальными, как для солдат срочников так и для членов их семей необходимо отметить следующее.
Действует сегодня в Украине особый период или нет?
Определение «особого периода» содержится в абз. 11 ст. 1 Закона Украины «Об обороне Украины», в котором предусмотрено, что особый период – это период, который наступает с момента объявления решения о мобилизации (кроме целевой) или доведения его до исполнителей относительно скрытой мобилизации или с момента введения военного положения в Украине или в отдельных ее местностях и охватывает время мобилизации, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий.
В соответствии со ст. 1 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации», особый период – это период функционирования национальной экономики, органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, сил гражданской защиты, предприятий, учреждений и организаций, а также выполнение гражданами Украины своего конституционного долга по защите Отечества, независимости и территориальной целостности Украины, наступает с момента объявления решения о мобилизации (кроме целевой) или доведения его до исполнителей относительно скрытой мобилизации или с момента введения военного положения в Украине или в отдельных ее местностях и охватывает время мобилизации, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий.
В свою очередь, согласно абз. 4 ст. 1 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» мобилизация – это комплекс мероприятий, осуществляемых с целью планомерного перевода национальной экономики, деятельности органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций на функционирование в условиях особого периода, а Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, Оперативно-спасательной службы гражданской защиты – на организацию и штаты военного времени. Мобилизация может быть общей или частичной и проводится открыто или скрыто.
Итак, по содержанию приведенных норм особый период наступает с момента объявления решения о мобилизации и охватывает время мобилизации, а в случае объявления состояния войны – военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий.
В условиях отсутствия решения об объявлении войны или мобилизации, или истечения сроков, установленных для проведения мобилизации, особый период не действует.
17.03.2014 г. Исполняющим обязанности Президента Украины издан Указ «О частичной мобилизации» № 303/2014, утвержденный Законом Украины «Об утверждении Указа Президента Украины «О частичной мобилизации» от 17.03.2014 г. № 1126-VII.
Согласно пункту 8 настоящего Указа он вступает в силу после его утверждения Верховной Радой Украины.
Закон Украины от 17.03.2014 г. № 1126-VII «Об утверждении Указа Президента Украины «О частичной мобилизации» вступил в силу со дня его опубликования, а именно 18.03.2014 г.
В соответствии с пунктом 3 указанного Указа мобилизация проводится в течение 45 суток со дня вступления в силу настоящего Указа.
Таким образом, с 18.03.2014 года в Украине в соответствии с абз. 11 ст. 1 Закона Украины «Об обороне Украины» и абз. 4 статьи 1 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» наступил особый период, продолжительность которого связывается с продолжительностью мобилизации, срок которой установлен пунктом 3 Указа, то есть 45 суток.
Итак, продолжительность особого периода в соответствии с Указом и.о. Президента Украины от 17.03.2014 г. № 303/2014 составляла 45 суток с 18.03.2014 г. по 02.05.2014 года.
Указом Исполняющего обязанности Президента Украины от 06.05.2014 г. № 454/2014 «О частичной мобилизации», утвержденного Законом Украины № 1240- VII от 06.05.2014, объявлена частичная мобилизация продолжительностью 45 суток со дня вступления в силу настоящего Указа.
Закон Украины № 1240- VII от 06.05.2014 г. «Об утверждении Указа Президента Украины «О частичной мобилизации» вступил в силу 07.05.2014 г., следовательно, продолжительность особого периода в соответствии с Указом и.о. Президента Украины от 06.05.2014 г. № 454/2014 составляла 45 суток с 07.05.2014 г. по 21.06.2014 года.
Указом Президента Украины от 21.07.2014 № 607/2014, утвержденного Законом Украины от 22.07.2014 г. № 1595-VII, объявлена частичная мобилизация продолжительностью 45 суток со дня вступления в силу настоящего Указа.
Закон Украины от 22.07.2014 г. № 1595- VII «Об утверждении Указа Президента Украины «О частичной мобилизации» вступил в силу 24.07.2014 г., следовательно, продолжительность особого периода в соответствии с Указом Президента Украины от 21.07.2014 г. № 607/2014 составляла 45 суток : с 24.07.2014 по 07.09.2014 года.
Указом Президента Украины от 14.01.2015 г. № 15, утвержденного Законом Украины от 15.01.2015 г. № 113-VIII, объявлено в течение 2015 частичную мобилизацию в три очереди в течение 210 суток со дня вступления в силу настоящего Указа.
Закон Украины от 15.01.2015 № 113-VIII «Об утверждении Указа Президента Украины «О частичной мобилизации» вступил в силу 20.01.2015 г., следовательно, продолжительность особого периода в соответствии с Указом Президента Украины от 14.01.2015 г. № 15 составила 210 суток с 20.01.2015 г. по 22.08.2015 года.
Таким образом, особый период в Украине действовал с 18 марта 2014 г. по 2 мая 2014 г.; с 7 мая 2014 г. по 21 июня 2014 г.; с 24 июля 2014 г. по 7 сентября 2014 г.; с 20 января 2015 г. по 22 августа 2015 года.
Итак, из указанного становится понятным, что на сегодняшний день в Украине не действует особый период, а потому и особенности увольнения с военной службы в период его действия в дальнейшей консультации не приводятся.
Есть ли правовые основания для освобождения солдата, проходящего военную службу по призыву, если у него изменились семейные обстоятельства связанные с рождением ребенка?
В соответствии с пп. а п. 1 ч. 3 ст. 26 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон) военнослужащие срочной военной службы, проходящих военную службу по призыву, увольняются со службы досрочно по семейным обстоятельствам – в случае возникновения у них права на отсрочку вследствие изменения семейных обстоятельств.
В свою очередь, в соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона отсрочка от призыва на срочную военную службу по семейным обстоятельствам по их желанию предоставляется призывникам, которые имеют:
- Нетрудоспособных отца и мать или одинокого нетрудоспособного отца (одинокую нетрудоспособную мать) или нетрудоспособных лиц, под опекой или на иждивении которых находился призывник, или лиц, над которыми призывник осуществляет опеку или попечительство, если они не имеют других трудоспособных лиц – граждан Украины, обязанных в соответствии с законодательством их содержать. Нетрудоспособность указанных лиц определяется в порядке, установленном законодательством;
- Несовершеннолетних родных (полнородных или неполнородных) братьев и сестер или нетрудоспособных родных (полнородных или неполнородных) братьев и сестер независимо от их возраста, если они не имеют других трудоспособных лиц, кроме призывника, обязанных в соответствии с законодательством их содержать;
- Одинокого отца или одинокую мать, у которых на иждивении находятся двое или более несовершеннолетних детей, до достижения старшим из них совершеннолетия, при условии официального трудоустройства призывника;
- Ребенка в возрасте до трех лет или ребенка старше трех лет, который воспитывается без матери в связи с ее смертью или по решению суда;
- Двух и более детей;
- Ребенка-инвалида;
- Жену-инвалида;
- Беременную жену.
Кроме этого, ч. 6 ст. 17 Закона предусмотрено, что Районная (городская) призывная комиссия может принять решение о предоставлении призывнику отсрочки от призыва на срочную военную службу по семейным обстоятельствам, несмотря на нежелание призывника ею воспользоваться, исходя при этом из того, что его призыв может существенно ухудшить материальное положение лиц, которых в соответствии с законодательством он должен содержать.
Следует обратить внимание, что в соответствии с ч. 1, 2, 4 ст. 75 Семейного кодекса Украины жена, муж должны материально поддерживать друг друга.
Право на содержание (алименты) имеет тот из супругов, который является нетрудоспособным, нуждается в материальной помощи, при условии, что второй из супругов может оказывать материальную помощь.
Один из супругов является нуждающимся в материальной помощи, если заработная плата, пенсия, доходы от использования его имущества, другие доходы не обеспечивают ему прожиточного минимума, установленного законом.
Частями второй и четвертой статьи 84 Семейного кодекса Украины предусмотрено, что жена, с которой проживает ребенок, имеет право на содержание от мужа – отца ребенка до достижения ребенком трех лет.
Право на содержание беременная жена, а также жена, с которой проживает ребенок, имеет независимо от того работает она и независимо от ее материального положения, при условии, что муж может оказывать материальную помощь.
Кроме этого, в соответствии со ст. 180 Семейного кодекса Украины родители обязаны содержать ребенка до достижения им совершеннолетия.
Итак, муж (в данном случаи солдат срочной службы) обязан содержать жену до достижения ребенком 3-х лет, а ребенка до достижения им совершеннолетия.
Таким образом, из указанного становится ясно, что солдат, проходящий военную службу по призыву должен быть уволенным со службы досрочно по семейным обстоятельствам на основании пп. а п. 1 ч. 3 ст. 26 Закона, так как он обязан содержать свою жену и ребенка, что в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 17 Закона является правом на отсрочку вследствие изменения семейных обстоятельств.
О порядке увольнения со срочной военной службы
Согласно ч. 9 ст. 26 Закона увольнения военнослужащих с военной службы осуществляется в порядке, предусмотренном положениями о прохождении военной службы гражданами Украины.
В свою очередь, в соответствии с п. 213 Положения о прохождении гражданами Украины военной службы в Вооруженных Силах Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 10 декабря 2008 г. № 1153/2008 (далее – Положение) в случае поступления рапорта от военнослужащего или заявления от его родственников о досрочном увольнении в запас по семейным обстоятельствам командир воинской части обязан направить в трехдневный срок в соответствующий военный комиссариат по месту жительства семьи военнослужащего запрос для проверки его семейного положения.
Районный военный комиссар, получив документы от командира воинской части или заявление непосредственно от родственников военнослужащего о досрочном увольнении в запас, назначает комиссию, которая проверяет в десятидневный срок семейное положение родственников военнослужащего. По результатам проверки составляется акт обследования, который направляется для рассмотрения областному военному комиссару.
Военный комиссар обязан в трехдневный срок рассмотреть документы о досрочном освобождении военнослужащего со срочной военной службы и при наличии законных оснований направить их командиру воинской части, где проходит службу военнослужащий.
В случае отсутствия законных оснований для досрочного увольнения военнослужащего со срочной военной службы по семейным обстоятельствам военный комиссар предоставляет заявителю ответ о причинах отказа и сообщает об этом командира воинской части, где проходит службу военнослужащий.
Следует также обратить внимание, что в соответствии с пп. 2 п. 214 Положения предусмотрено, что Командир воинской части не позднее трех суток после получения от областных военных комиссаров акта обследования семейного положения родственников военнослужащего и нотариально заверенных копий документов, подтверждающих причину досрочного освобождения, обязан при наличии законных оснований для досрочного увольнения военнослужащего в связи с изменением семейных обстоятельств, связанных с рождением у него ребенка, принять решение об увольнении военнослужащего в запас.
Итак, законодательством установлена обязанность командира воинской части принять решение об увольнении военнослужащего в запас после получения от областного военного комиссариата акта обследования семейного положения родственников военнослужащего и нотариально заверенных копий документов, подтверждающих рождение у него ребенка.
Какое обеспечение уволенных военнослужащих?
Согласно ч. 5 ст. 26 Закона военнослужащие, уволенные со срочной военной службы в запас или в отставку, обеспечиваются соответствующим обмундированием по перечню, установленному Министерством обороны Украины, проездными документами к месту проживания, питанием на время пребывания в дороге, денежным пособием в размере, установленном Кабинетом Министров Украины. Военнослужащие срочной военной службы по их желанию могут быть уволены в запас в собственной гражданской одежде.
Пунктом 215 Положения также предусмотрено, что денежное, продовольственное, вещевое и другое обеспечение военнослужащих, увольняемых со срочной военной службы, осуществляется в соответствии с законодательством.
Военнослужащим, уволенным со срочной военной службы в запас, командование воинской части издает учетно-послужные карточки, предписание, служебную характеристику и медицинскую книжку.
Военнослужащие срочной военной службы по их желанию могут быть уволены в запас в собственной гражданской одежде.
Какие обязанности уволенных военнослужащих?
Согласно ч. 11 ст. 26 Закона лица, уволенные с военной службы, обязаны в пятидневный срок прибыть в районные (городские) военные комиссариаты (военнообязанные Службы безопасности Украины – в Центральное управление или региональные органы Службы безопасности Украины) для постановки на воинский учет.
Залишити відповідь